ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ: ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Месяц назад Кабинет Министров утвердил новое Положение о порядке пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств и товаров (ПКМ N 912от 18.11. 2019 г.). Какие изменения произошли в таможенной практике с принятием этого нормативно-правового акта? Что это даст перевозчикам-участникам ВЭД и пересекающему границу обывателю, в чем упростились таможенные процедуры? На эти и другие вопросы в сфере таможенного контроля отвечает начальник управления по организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Рустам Кобулов.

Сегодня вопросам таможенного контроля государство уделяет немало внимания. В большей степени именно повышению уровня эффективности таможенного контроля. В первую очередь это связано с тем, что таможенный контроль является одним из наиболее приоритетных направлений в деятельности таможенных органов. Вот и принятие данного Положения направлено на кардинальное ускорение его процедур в пунктах пропуска госграницы.

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых изменениях в свете нововведений в таможенное законодательство?

– Прежде всего, это установление конкретных временных рамок для процедур контроля органами госнадзора в отношении водителей, товаров итранспортных средств, которые проводятся теперь посредством таможенной информационной системы (ТИС) «Единое окно». В ней регистрируются время въезда-выезда автотранспорта и проведение в отношении него контрольных процедур каждым органом приграничного контроля. В случае технического сбоя применяется Единый регистрационный лист. После устранения неисправностей сведения из него в течение 1 рабочего дня должны быть введены в ТИС.

Время на проведение контрольных мероприятий предельно лимитировано. И это один из важнейших моментов. При этом временная ограниченность никоим образом не должна отражаться на качестве контроля.

В документе четко обозначено общее время нахождения автотранспорта в пунктах пропуска.  Для легковых автомобилей – 15 минут, грузовых автомашин – 30 минут.

Технологическая схема пропуска через госграницу устанавливает последовательность проведения контрольных процедур органами приграничного контроля и время на их проведение.

При въезде водитель вначале проходит санитарно-карантинный контроль (3 мин.), затем подразделение пограничного контроля проверяет наличие паспорта и документов на право пересечения границы (4 мин.). И уже после них проводятся таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств в течение 15 минут. Завершают эти процедуры органы фитосанитарного и ветеринарного контроля в указанной очередности (если ввозимый товар является объектом их надзора). На это выделяется по 4 минуты каждой службе приграничного контроля.

При выезде порядок очередности проведения контрольных мероприятий иной: таможенный контроль (10 мин.), при необходимости фитосанитарный и ветеринарный контроль соответственно (по 3 минуты на каждую службу), погранконтроль (4 мин.).

– Могут ли быть превышены нормы временных ограничений при проведении процедур контроля?

–Да, могут. Положением определено, в каких случаях это возможно. Например, при неуплате предусмотренных сборов и таможенных платежей, подлежащих взиманию в пунктах пропуска, в чрезвычайных ситуациях. Или если в ходе проведения пограничного, таможенного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора выявлены правонарушения. В частности, если при таможенном контроле обнаружены нарушения целостности средств идентификации (пломб, печатей и т.п.) или признаки, указывающие на возможность укрытия предметов контрабанды или незаконно перевозимых товаров, когда необходимо провести полный таможенный досмотр.

При этом предельное время прохождения автотранспортом контрольных процедур не должно превышать 72 часов. После истечения этого срока должен быть решен вопрос о его пропуске в республику или об обратном выезде или возврате (в случае с физическим лицом).

Хочу заметить, в пунктах пропуска не должны допускаться необоснованные задержки лиц, транспортных средств и товаров, а также причинение им вреда.

– А изменились ли временные рамки проведения контрольных процедур органами приграничного контроля при пересечении госграницы воздушным и железнодорожным транспортом?

–В виду специфики регламента деятельности авиапредприятий и железной дороги они не изменились. Но это не значит, что здесь не произошло изменений в таможенном контроле. Об этом могут судить, к примеру, авиапассажиры. В связи с введением зеленого коридора, упрощением формы пассажирской декларации процедуры таможни существенно ускорились.

– Какие изменения внесены Положением в деятельность контрольных органов на границе?

–Раньше деятельность на приграничных пунктах пропуска регламентировалась погранслужбой. Теперь ответственность за организацию взаимодействия между органами госконтроля возлагается на начальника таможенного поста и руководителя подразделения пограничного контроля.

Дополнен перечень объектов контроля, имеющих приоритет при пропуске через госграницу. В него включены лица, транспортные средства и товары по соответствующему письменному поручению Администрации Президента или Кабинета Министров.

Так, в приоритетном порядке пропускаются:

лица, имеющие определенные привилегии в соответствии с законодательством и международными договорами, тяжелобольные, беременные женщины и лица с ограниченными возможностями, дети в возрасте до 7 лети лица, их сопровождающие,а также автомашины, на которых они следуют;

транспортные средства, выполняющие регулярные перевозки пассажиров в международном сообщении;

живые животные, скоропортящиеся товары, радиоактивные материалы, сообщения и другие материалы для целей массовой информации.

Кроме того, это товары:

необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, направляемые в качестве гуманитарной помощи, другие подобные товары, а также транспорт, на котором они перемещаются;

направляемые в адрес дипломатических представительств и консульских учреждений РУз за рубежом; в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти РУз.

В отдельных случаях лица, транспортные средства и товары могут быть пропущены в приоритетном порядке по решению начальника таможенного органа, согласованному с руководителем подразделения пограничного контроля.

Нормативно-правовой акт дополнен положением о том, что при перемещении через границу объектов флоры и фауны, внесенных в «Красную книгу» республики, либо ввоз и вывоз которых в соответствии с национальным законодательством запрещен, их части, дериваты, продукты жизнедеятельности, ботанические и зоологические коллекции подлежат экологическому контролю. К ним, в частности, относятся и объекты, внесенные в приложения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.К ней Республика Узбекистан присоединилась в соответствии с постановлением Олий Мажлиса РУз от 25 апреля 1997 года N 433-I. При этом ввозить и вывозить, а также перемещать транзитом объекты экологического контроля разрешается в соответствии с законодательством.

Также в Положении дано определение понятию «экологический контроль». В ранее действующем документе оно отсутствовало.

–Каковы другие нововведения этого года в сфере таможенного контроля, упростившие жизнь участникам ВЭД?

–Если вкратце, то с начала этого года отменены 10 видов разрешительных документов, выдаваемых таможенными органами при помещении товаров под определенные таможенные режимы (реэкспорт, реимпорт, временный ввоз и вывоз и т.д.). Упразднены также регистрация внешнеторговых контрактов в таможне; представление внешнеторговых контрактов и требования предварительной оплаты, банковской гарантии, страхового полюса и аккредитива при экспорте товаров. Упрощены процедуры рассмотрения обращений участников ВЭД путем передачи части полномочий таможенным постам. Введена норма, запрещающая сотрудникам таможенной службы истребовать заключения по классификации кода ТН ВЭД товара. Отменено требование получать заключения соответствующего госоргана о технико-экономической обоснованности для переработки товаров.

А с 1 января 2020 года при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, а также выдаче сертификатов соответствия на импортируемые товары не нужно будет представлять оригиналы и копии разрешительных документов, выдаваемых уполномоченными органами, на бумажных носителях. Исключение составят те, которые требуют оформления на специальных бумажных бланках согласно международным договорам.

Беседовала Гульнора АБДУНАЗАРОВА,  специальный корреспондент Газеты “Налоговые и таможенные вести”

Источник: customs.uz