Обзор состояния транспортной логистики в Узбекистане (2016 г.)

1. Основные показатели социально-экономического развития республики за 2016 год.

Высокие темпы экономического роста Узбекистана в 2016 году, были достигнуты при сохранении макроэкономической сбалансированности, характеризующейся положительным сальдо внешнеторгового оборота, профицитом государственного бюджета в размере 0,1% к ВВП и низким уровнем инфляции, составившей 5,7%.

Рост валового внутреннего продукта в 2016 году составил 7,8% по сравнению с 2015 годом. Прирост объемов промышленности составил 6,6%, подрядных строительных работ – 12,5%, розничного товарооборота – 14,4%, услуг – 12,5%.

В экономику страны инвестировано более 16,6 млрд. долл. США, или на 9,6% больше, чем в 2015 году. Объем освоенных иностранных инвестиций и кредитов вырос на 11,3% и превысил 3,7 млрд. долл. США.

В 2016 году созданы 164 крупных производственных объектов общей стоимостью 5,2 млрд. долл. США. Завершено строительство двух парогазовых установок мощностью по 450 МВт в Талимарджанской ТЭС и энергоблока мощностью 130-150 МВт на Ангренской ТЭС, расширены мощности цементного завода в Джизакской области, прядильных производств на ИП ООО «Индорама Коканд текстиль», ООО «Фантекс», организовано серийное производство легковых автомобилей модели «Т-250» на АО «GM Uzbekistan» и др.

Наряду с этим, в рамках территориальных программ социально-экономического развития регионов в 2016 году реализовано свыше 28 тысячи проектов.

Предприятиями республики освоено более 80 новых видов промышленной продукции, включенных в Программу локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на 2015-2019 годы.  В целом за 2016 год в рамках Программы локализации продукции произведено на сумму 6145,8 млрд. сумов с ростом в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом, расчетный эффект импортозамещения составил около 2,1 млрд. долл. США.

Наиболее высокими темпами в 2016 году увеличивались объемы производства промышленной продукции в отраслях, где обеспечивается поэтапное углубление уровня переработки местных сырьевых ресурсов и расширение ассортимента выпускаемой готовой потребительской продукции, прежде всего, по производству текстильных изделий, одежды и кожаной продукции (темп роста – 111,7%), продуктов питания, напитков и табачных изделий (110,8%), фармацевтических продуктов и препаратов (123,9%), химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий (129,7%), прочей неметаллической минеральной продукции (113,8%).

 

2. Дорожная инфраструктура.

По состоянию на январь 2017 года, общая протяженность автомобильных дорог Узбекистана составляет 183 тыс. км, из них 42,5 тыс. км - магистральные дороги общего пользования. Сюда же входит и Узбекская национальная автомагистраль, длина которой 3,2 тыс. км.

В соответствии с Программой развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы, в 2016 году завершены строительство и реконструкция 520,1 км автомобильных дорог.

В 2016 году на дорогах общего пользования Узбекистана велись работы по строительству, капитальному и текущему ремонту, а также по эксплуатации на общую сумму 1,3 трлн. сумов. В том числе:

- по Инвестиционным программам реконструированы 255,9 км автомобильных дорог общего пользования;

- отремонтированы 94,4 км автомобильных дорог общего пользования международного и государственного значения;

- осуществлены работы по текущему ремонту 42654 км автомобильных дорог, в том числе входящих в состав Узбекский национальный автомагистрали;

В рамках масштабной программы строительства национальной автомагистрали планируется осуществить реконструкцию и строительство автодорог с общей протяженностью 1501 км, в том числе узбекского участка транс европейского автомобильного маршрута Е-40, пролегающего в направлении «Бейнеу-Кунград-Бухара- Навои-Самарканд-Ташкент-Андижан», протяженностью 1139 км.

 

3. Автомобильный транспорт.

Республика Узбекистан является участницей 9 международных конвенций и 2 международных соглашений, регулирующих автомобильные перевозки. С 26 государствами Европы, Азии и СНГ (Турция, Украина, Иран, Белоруссия, Грузия, Молдова, Туркмения, Латвия, Румыния, Киргизия, Словакия, Литва, Финляндия, Болгария, Греция, Чехия, Россия, Италия, Германия, Австрия, Швейцария, Венгрия, Голландия, Польша, Словения и Казахстан) подписаны двусторонние Соглашения в сфере международных автомобильных перевозок. Также, ведутся работы по заключению аналогичных договоров и с другими странами.

По данным Агентства «Узстандарт», по состоянию на 01.01.2017г. сертификаты соответствия на осуществление транспортно-экспедиторских услуг выданы 218 компаниям республики.

В 2015 году количество книжек МДП, выданных МСАТ (IRU) Республике Узбекистан, составляло 9.000 штук. А в 2016 году количество книжек МДП, выданных МСАТ (IRU) Республике Узбекистан, возросло в 3 раза и составило 27.000 штук.

Для сравнения можно привести количество книжек МДП, выданных МСАТ (IRU) другим странам Центральной Азии в 2016 году: Казахстану было выдано 23.500 книжек МДП, Туркменистану – 13.000, Кыргызстану – 4.800, Таджикистану – 2.350.

Объемы международных перевозок имеют тенденцию роста, анализ объема международных перевозок грузов (экспорт-импорт) за 2010-2016 годы показывает, что если в 2010 году автомобильным транспортом было перевезено 743,1 тыс. тонн экспортно-импортных грузов, то в 2016 году перевезено 2200,1 тыс. тонн грузов и рост составил почти в 3 раза.

В 2016 году автомобильным транспортом республики были перевезены 1 млрд. 473 млн. тонн грузов и более 7 млрд. пассажиров и этот показатель в процентном отношении к 2015 году составляет 105,3 и 103,8%.

Грузооборот составил 35 млрд. 945 млн. км. тонн (по отношению к 2015 году составляет 106,0%), пассажирооборот составил 99 млрд. 306 млн. пассажиров км. (по отношению к 2015 году составляет 104,6%).

На долю автомобильного транспорта приходится около 10% внешнеторговых и 88% внутренних пассажирских и грузовых перевозок. Ежегодные темпы прироста объемов автотранспортных услуг составляют 20%.

В 2016 году Агентством автомобильного и речного транспорта и его территориальными отделениями хозяйствующим субъектам республики выданы 3081 лицензий и 201304 лицензионных карточек.

Согласно статистическим данным, объем перевозки грузов автомобильным транспортом за 2016 год возрос на 5,3%.

 

4.  Железнодорожный транспорт.

В настоящее время, Узбекистан обладает целостной системой железнодорожных узлов соединяющих все регионы страны.

Так, в 1994-2001 годах было завершено строительство железной дороги «Навои-Учкудук-Нукус» протяженностью почти в 700 километров. Была построена железная дорога «Ташгузар-Байсун-Кумкурган». В период строительства было возведено 43 железнодорожных моста и путепроводов, 9 из мостов построены на высоте 1500 метров над уровнем моря. Строительство этой линии позволила создать единую железнодорожную сеть, соединяющую южные регионы - Кашкадарью и Сурхандарью с другими областями, а так же дала возможность выхода в Индийский океан, порты южной и Юго-Восточной Азии через трансафганский коридор, увеличить экспортные и транзитные возможности страны. Расстояние грузовых и пассажирских перевозок сократилось до 170 километров, а время в пути на 7 часов. В результате транспортировка местных грузов и объём транзита заметно увеличился.

За прошедший период электрифицированы пути «Хавас-Бекабад», «Хавас-Джизак», "Мараканд-Карши». Появилась возможность снизить расходы на 20% и увеличить в 1,3 раза скорость пассажирских и грузовых перевозок. Начали курсировать первые в Центральной Азии высокоскоростные электропоезда «Aфросиаб» по маршрутам «Ташкент-Самарканд-Ташкент» и «Ташкент-Карши-Ташкент».

Масштабным проектом 2016 года стала электрификация и строительство более 140 км новой железной дороги на участке «Самарканд-Бухара», в результате чего по направлению «Ташкент–Бухара–Ташкент» было также налажено движение электропоезда «Aфросиаб».

В 2016 году построена и введена в эксплуатацию новая 123,2 километровая электрифицированная железнодорожная линия «Ангрен-Пап» с уникальным тоннелем, длиною в 19,2 километра через горный перевал Камчик, соединившая надежным транспортным сообщением области Ферганской долины с остальными регионами страны.

Начиная с 11 июня 2016 года, по новой дороге начали ходить грузовые поезда. А первый пассажирский рейс из Ташкента в Андижан состоялся в канун 25-летия Независимости страны. Ежесуточно по новой железной дороге проходят более 15 товарных составов. С вводом в эксплуатацию данной железной дороги завершено создание единой системы железнодорожных путей, охватывающей все регионы страны.

Ежегодно общий объем железнодорожных грузоперевозок перевозок составляет около 70 млн. тонн. При этом более 35% составляют экспортно-импортные и транзитные грузы.

Экспедирование и доставка грузов по железной дороге является одним из основных направлений деятельности компании. Годовой грузооборот АО составляет около 90% от суммарного грузооборота всех видов транспорта.

АО «Узбекистон темир йуллари» особое внимание уделяется экспортным услугам, которых в 2016 году было оказано на сумму в 369 млн. долл. США.

В 2016 году АО «Ўзбекистон темир йўллари» отправлено 67,6 млн. тонн грузов (рост на 0,6% по сравнению с 2015 годом), перевезено 20,9 млн. пассажиров (рост на 1,5% по сравнению с 2015 годом).

В 2016 году общая эксплуатационная длина железных дорог составила 4303,7 км, в том числе электрифицированных дорог 1353,5 км.

 

5. Воздушный транспорт.

В первые годы независимости Узбекистана были намечены стратегические направления для развития гражданской авиации. Наряду с обновлением парка воздушных судов в отрасли реализовано множество крупных проектов. Модернизирована наземная инфраструктура аэропортов, полностью обновлен авиапарк воздушных судов и освоены новые самолеты, усовершенствована аэронавигационная система.

В Узбекистане сравнительно за короткий промежуток времени была создана база на основе международных стандартов и передовых технологий по подготовке высококвалифицированных пилотов и технического персонала.

Современные комфортабельные авиалайнеры Узбекистана регулярно приземляются и взлетают в более чем 50 городах Европы и Азии, выполняют чартерные рейсы от Аляски до Новой Зеландии. 

За годы независимости авиакомпания была оснащена такими современными самолётами как «Боинг-757», «Боинг-767», «А-320». В 2016 году парк воздушных судов НАК «Узбекистон хаво йуллари» пополнился двумя самолетами нового поколения «Boeing -787 Dreamliner».

В соответствии с требованиями международных стандартов, модернизованы 11 аэропортов в городах Ташкент, Нукус, Самарканд, Бухара, Ургенч, Термез, Карши, Наманган, Андижан, Фергана и Навои.

Авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» в год совершает 75 тысяч транзитных рейсов.

По итогам работы за первое полугодие 2016 года Национальной авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари» перевезено 1176,9 тыс. пассажиров, выполнен 10671 рейс. Средняя пассажирская загрузка на один рейс выросла по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составила 111 пассажиров. Увеличение числа рейсов и пассажиров наблюдается на направлениях в дальнее зарубежье. Также увеличился показатель грузоперевозок. За отчетный период НАК перевезла 19,7 тыс. тонн груза с учетом платного багажа и почты, рост составил 107, 5 процента по отношению к первому полугодию прошлого года.

В соответствии с Программой развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры Узбекистана на 2015-2019гг., национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» в 2016 году приступила к реализации инвестиционного проекта «Строительство нового международного пассажирского терминала аэропорта г.Ташкента (Ташкент-4)».

В декабре 2016 года между Правительством Республики Узбекистан и Эксимбанком Республики Корея подписано заемное соглашение о предоставлении корейской стороной заемных средств Фонда «EDCF» для реализации проекта. Общая стоимость проекта составит 430 973, 9 тыс. долл. США.

Согласно ТЭО проекта площадь «Ташкент-4» составит около 87 тыс. квадратных метров, а его пропускная способность - 1,5 тыс. пассажиров в час или 5,7 миллионов в год. Здание аэропорта будет состоять из 4 этажей, к нему будет прилегать перрон на 36 самолетов и подъездная дорога с автостоянкой. Период строительства -  три года. 

 

6. Основные транспортные коридоры.

До обретения независимости Узбекистан мог осуществлять свои внешнеэкономические связи через три морских порта – в Ильичевске (с выходом в Черное море), Санкт-Петербурге (с выходом в Балтийское море) и Владивостоке (с выходом на порты Дальнего Востока), с соответствующими расстояниями до них от республики 3000, 4300 и 8000 км, что весьма увеличивала стоимость транспортировки грузов.

В настоящее время, для транспортировки внешнеторговых грузов, создана и усовершенствуется разветвленная сеть международных транспортных коридоров:

  • коридор 1 - в направлении портов прибалтийских государств (транзитом через Казахстан и Россию) - Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва), Таллинн (Эстония);
  • коридор 2 - в направлении стран ЕС, через Беларусь и Украину (транзитом через Казахстан и Россию) - погранпереходы Чоп (Украина) и Брест (Беларусь);
  • коридор 3 - на украинский порт Ильичевск (транзитом через Казахстан и Россию), с выходом на Черное море;
  • коридор 4 - в направлении Транскавказского коридора (транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан), с выходом на Черное море, который известен как коридор ТРАСЕКА;
  • коридор 5 - на иранский порт Бандар-Аббас (транзитом через Туркменистан) с выходом на Персидский залив;
  • коридор 6 - в восточном направлении через казахско-китайский погранпереход (Достык/Алалшанькоу) до восточных портов Китая, а также дальневосточных портов России - Находка, Владивосток и др.;
  • коридор 7 - на китайские порты (транзитом через Кыргызстан) с выходом на порты Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского моря;
  • коридор 8 – в случае урегулирования афганской проблемы открываются новые перспективы по разработке южных альтернативных транспортных коридоров на иранские и пакистанские порты Бандар-Аббас, Чахбахар (Иран), Гвадар и Карачи (Пакистан) транзитом через Афганистан.

Транспортный коридор «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА) представляет собой сеть наземных и морских маршрутов, которые проходят от Европы по Черному морю через Кавказ и Каспийское море на республики Центральной Азии.  Скорейшее завершение строительства железнодорожного маршрута «Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс» и применение на всем пути сквозного тарифа позволит использовать данный маршрут для выхода на рынки Южной и Центральной Европы, а также через Средиземноморский порт Мерсин в страны Ближнего Востока.

В целях развития международной торговли, широкомасштабного сотрудничества между регионами, по инициативе Узбекистана 25 апреля 2011г. в г.Ашхабад подписано межправительственное соглашение о создании нового транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман».

Во время государственного визита 6-7 марта 2017 года в Туркменистан Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев и Президент Туркменистана Г.Бердымухамедов подписали Совместное заявление, в котором главы государств высоко оценили открытие автомобильного и железнодорожного мостов «Туркменабад-Фараб». Их использование позволит повысить транзитный потенциал двух стран и создаст благоприятные условия для кратного увеличения объемов перевозки грузов транзитом через Туркменистан и далее Транскавказский транспортный коридор в страны Южной и Центральной Европы, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Данный транспортный коридор позволит создать надежное сообщение для перевозки пассажиров и грузов между странами Центральной Азии и портами Персидского залива. Успешная реализация данного проекта позволит укрепить и расширить взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество между странами-участницами, увеличить транзитные грузопотоки, обеспечить им новый коммуникационный выход на мировые рынки.

 

7. Логистические центры и складские терминалы.

Реальной действительностью сегодняшнего дня является необходимость улучшения транспортной и торговой инфраструктуры, которые включают в себя создание современных складских комплексов по хранению, переработке, складированию и распределению экспортно-импортных грузов. Несомненно, эти складские терминалы могли бы обслуживать как внутренние грузы, так и грузы, проходящие транзитом через Узбекистан. Создание Логистических Центров с функциями и всей надлежащей инфраструктурой «сухого порта» могли бы стать хорошим решением по оптимизации международных перевозок грузов.  

В настоящее время, из существующих на территории Узбекистана складских терминалов только небольшое количество отвечает современным требованиям, предъявляемым к подобным комплексам. Они являются специализированными и ориентированными на экспортную продукцию (например, хлопковые терминалы) или созданные для обеспечения грузовых перевозок и обслуживания свободных экономических зон (СЭЗ «Навои» и СЭЗ «Ангрен»).

Географическое расположение Узбекистана является стратегически важным аспектом и стимулом развития сети современных складских комплексов и логистических центров, которые могли бы минимизировать логистические затраты производственных и торговых компаний по доставке грузов.

 

8. Информация о свободных экономических зонах (СЭЗ).

В 1996 году в Узбекистане был принят Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах».

2 декабря 2008 года Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4059 была образована первая в Узбекистане Свободная индустриально-экономическая зона «Навои».

13 апреля 2012 года Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4436 в Ташкентской области городе Ангрен была создана Специальная индустриальная зона «Ангрен».

В соответствии с меморандумом о взаимопонимании по реализации проекта создания узбекско-китайского промышленного парка в Узбекистане, 18 марта 2013 года Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4516 была создана Специальная индустриальная зона «Джизак».

26 октября 2016 года был принят новый Указ «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон» № УП-4853. Настоящим Указом были определены направления дальнейшего развития деятельности свободных экономических зон, основными из которых являются:

- установление единого правового режима, унификацию налоговых и таможенных льгот с целью создания для иностранных инвесторов наиболее благоприятных условий инвестирования;

- активное привлечение прямых инвестиций, прежде всего иностранных, для создания современных высокотехнологичных и локализующих производств, обеспечивающих глубокую переработку местных минерально-сырьевых ресурсов и выпуск конкурентоспособной продукции;

- переход к оказанию в свободных экономических зонах всех видов государственных услуг, в том числе разрешительных процедур, по принципу «одно окно»;

 - организацию подготовки в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях высококвалифицированных специалистов, исходя из текущих и перспективных потребностей свободных экономических зон в профильных кадрах.

Также в соответствии с этим указом проведена унификация наименований свободной индустриально-экономической зоны «Навои» и специальных индустриальных зон «Ангрен» и «Джизак» с их переименованием, соответственно, в свободные экономические зоны (СЭЗ) «Навои», «Ангрен» и «Джизак».

В целях формирования благоприятных условий для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в создание современных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов Самаркандской, Бухарской, Ферганской и Хорезмской областей, 12 января 2017 году Президент Республики Узбекистан подписал Указ о создании 4 новых свободных экономических зон - СЭЗ «Ургут», СЭЗ «Гиждуван», СЭЗ «Коканд» и СЭЗ «Хазарасп».

 

Ассоциация по развитию бизнес логистики (АРБЛ)

 

Примечание: При подготовке Обзора использованы информация и материалы Госкомитета РУз по статистике (www.stat.uz), Госкомитета РУз по автомобильным дорогам (www.uzavtoyul.uz), Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта (www.autotrans.uz), Агентства «Узстандарт» (www.standart.uz), Министерства внешней торговли РУз (www.mfer.uz), НАК «Узбекистон хаво йуллари» (www.uzairways.com), АО «Узбекистон темир йуллари» (www.railway.uz), а также другие доступные источники.